Как найти общий язык с подростком
Для установления доверительной атмосферы общения подходит такой инструмент как «активное слушание». «Активно» слушать подростка — значит, «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Ответ по методу «активного слушания» демонстрирует ваше сочувствие.
Если вы решили «активно» выслушать своего ребенка, то соблюдайте перечисленные ниже правила:
- Повернитесь к ребенку лицом. Пусть ваши глаза будут на одном уровне.
- Ваши ответы на слова ребенка должны быть сформулированы в утвердительной форме.
- Фраза, оформленная в виде вопроса, не отражает сочувствия.
- В беседе с подростком «держите паузу» Она помогает ему разобраться в своем переживании и почувствовать, что вы рядом. Иногда полезно повторить сказанное и только потом обозначить чувство.
Научиться этому приему важно, потому что он поможет вам наладить взаимоотношения со своим ребенком и получить 3 полезных результата.
1. Исчезнет или станет значительно слабее его переживание. Всем известно, что разделенная радость удваивается, а горе становится вдвое меньше.
2. Убедившись, что родитель его внимательно слушает, подросток будет рассказывать о себе все больше и больше. И тогда вы сможете намного лучше разобраться в его проблемах.
3. Вам не потребуется решать проблему вместо своего ребенка.
Чтобы научиться общаться со своим ребенком по методу «активного слушания», нужно отказаться от привычных и удобных «автоматических» ответов, которые психологи называют помехами, так как они не приносят отношениям ничего, кроме вреда.
Известный американский психолог и психотерапевт Томас Гордон выделяет 12 таких помех:
1. Приказы, команды: «Убери!», «Замолчи!» и т. п.
В этих фразах ребенок слышит нежелание родителя вникнуть в его проблему.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если не прекратишь плакать, я уйду».
Угрозы бессмысленны: они загоняют ребенка в тупик. Кроме того, при частом повторении дети к ним привыкают и не реагируют на них.
3.Морализаторство, нравоучения: «Ты должен уважать взрослых!».
Ничего, кроме скуки и давления, ребенок при этом не чувствует, потому что моральные устои воспитываются не «проповедями», а семейной атмосферой.
4. Советы, готовые решения: «Я бы на твоем месте...».
Детям необходимо научиться принимать решения, это формирует их самостоятельность. Родители должны давать детям такую возможность, хотя проще, конечно, дать совет.
5. Доказательства, логические доводы, «лекции»: «Все время отвлекаешься, поэтому делаешь ошибки».
На это дети обычно отвечают: «отстань», «хватит». Они перестают нас слышать, и возникает так называемая «психологическая глухота».
6. Критика, выговоры, обвинения: «Вечно ты!..», «Опять в комнате черт знает что!».
Постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребенка. Для начала скажите ему в течение дня несколько добрых слов. Поставьте себя на место ребенка. Как вы думаете, хорошо бы мы себя чувствовали, если бы все время слышали упреки самых близких нам людей? А ведь очень часто в повседневном общении остаются только негативные моменты – те, в которых вы указываете ребенку на его «недоделки» (убери комнату, вымой посуду, помой руки и т. д.). Все хорошее остается «за кадром», как будто о нем даже не стоит упоминать.
7. Похвала. Довольно странно это слышать, но похвала также бывает не на пользу ребенку.
Похвала — это оценка: сегодня похвалят, а завтра осудят. Ребёнок может стать зависимым от похвалы и будет ориентироваться на мнения других людей. Лучше похвалу заменить просто одобрением: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Я так рада, что у тебя все получилось», и т. д.
8. Обидные прозвища, высмеивание: «плакса-вакса», «Не будь лапшой!».
Все это отталкивает ребенка и способствует тому, что он может разувериться в себе, а иногда даже сказать с обидой: «Ну и буду!».
9. Догадки, интерпретации: «Я вижу тебя насквозь!», «Небось, опять подрался!..».
Естественно, детям неприятно, когда их «вычисляют» (иногда совсем безосновательно); это может вызвать агрессивную защитную реакцию: «Ну, хватит! Какое тебе дело!».
10.Выспрашивание, расследование: «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю».
Если заменить вопрос утверждением, результат будет совсем другим, поскольку вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительное предложение — как понимание и участие. Надо сказать так: «У тебя что-то случилось».
11.Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимания», «Успокойся!», «Перемелется, мука будет».
В этих фразах ребенок услышит пренебрежение к его проблемам, отрицание или преуменьшение его переживаний.
12.Отшучивание, уход от разговора.
Конечно, родители могут проявить чувство юмора, но проблема ребенка останется нерешенной. Не стоит шутить, если он охвачен сильными переживаниями.
Советы родителям
Переходный возраст у мальчиков – период сложный, многообразный и совершенно выбивающий из колеи не только самого ребенка, но и его родителей.
С одной стороны, важно не переборщить с излишним контролем, позволить сыну развиваться так, как это было задумано природой.
С другой – пускать ситуацию на самотек, значит заставить испуганного парнишку справляться с нахлынувшими проблемами самостоятельно.
Постарайтесь найти золотую середину, а для этого следуйте рекомендациям
- Обеспечьте ребенку полноценное общение с отцом или замещающим его взрослым мужчиной (дедушка, дядя, старший брат, учитель, тренер, психолог). Мальчикам крайне важен мужской авторитет, признающий индивидуальность, поддерживающий, придающий уверенность в себе.
- Если у ребенка все еще нет любимого хобби, найдите его. Пробуйте разные варианты, пока не увлечете подростка. В идеале выбранное занятие должно быть спортивным. Тогда он сможет выплескивать во время занятий негативные эмоции и лишнюю энергию. Но если со спортом не складывается, подойдут музыка, программирование, другие доступные кружки. В подростковом возрасте, чем больше подросток загружен разноплановой деятельностью, тем лучше. Это дает возможность всестороннего развития, сублимации гормонального взрыва и отвлечение от гаджетов. Хотя, конечно же, и тут важно соблюдать баланс занятости и свободного времени.
- Определите вместе с ребенком степень его свободы и дозволенности. Запирать юного мужчину дома, запрещать ему общаться с другими детьми – путь в никуда. В то же время четко установленные правила станут залогом дружбы и доверия.
- Сформируйте окружение подростка, где пропагандируются ценности взаимопомощи, уважения, дружбы, ответственности. Это может быть спортивная секция, кружок, психологическая группа.
- Внутренне подготовьтесь к непростому периоду во взрослении вашего сына. Ваше спокойное состояние, умение не реагировать на эмоциональные вспышки, с юмором относиться к различным особенностям возраста – мощная опора.
- Предлагайте ребенку книги, фильмы, игры, которые будут способствовать его развитию и формированию ценностей. Информационный контент является духовной пищей и важной составляющей становления личности.
- Периодически получайте консультацию подросткового и\или семейного психолога по вопросам взросления, посещайте родительские семинары.
И самое главное, всегда общайтесь со своим сыном. Проводить вместе время за просмотром фильмов – занятие тоже интересное, но наладить контакт, выяснить, что беспокоит подростка, оно не всегда помогает. Спокойный разговор в кругу семьи – ваш главный помощник и рядовыми фразами вроде «как дела» или «что нового» здесь не обойдешься; впрочем, как и требования немедленно отчитаться о проведенном времени.